'Сон Разума', главная страница 'Сон Разума', главная страница 'Сон Разума', обязаловка
(c)CP 1999-2002
на главнуюRambler's Top100


Литпроекты Рунета старый СР
Terra Fantastica
 


От редакции: настоящий документ представляет из себя попытку классификации жанров и стилей фантастики XX века в той степени, в которой она представляется автором.


Научная фантастика

Люди постоянно что-то научно изучают, изобретают что-то, логично предположить — это неспроста. Некоторые писатели и предполагают. Кто гиперболоид изобретает, а кто и подводную лодку. Жанр сейчас фактически перевёлся — видно достижения даже современной науки кажутся такими невразумительно-заумными, что предсказывать что-то хотя бы на век вперёд никому не складывается.

Хрестоматия: Жюль Верн, Айзек Азимов, Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль.


Фантастика непонятого

Логическое продолжение пункта предыдущего. Так или иначе в своём познании человек столкнётся с принципиально непознаваемым. И тут же офигеет. Жанр получил распространение во второй половине XX века, был чрезвычайно популярен среди младших научных сотрудников.

Хрестоматия: Рэй Брэдбери, Станислав Лем, Роберт Хайнлайн «Чужак в чужом краю», Джон Кэмпбелл «Кто ты?»


Социальная фантастика

Если Лем описывал скорее попытки сознания одного человека постичь непостижимое, то так называемая социальная фантастика приводит читателя в мир, где в необычных условиях существуют миллионы, делается прогноз уже не технического развития человеческой цивилизации, но его социального, культурного развития. В чистом виде встречается очень редко, поскольку самым большим искушением для автора является уход в несколько близких жанров.

Хрестоматия: поздний Рэй Брэдбери, несколько произведений Ивана Ефремова, множество не слишком известных отечественных авторов и конечно братья Стругацкие


Приключенческая фантастика

Самый загадочный и неуловимый жанр. Ни один автор никогда не признается, что именно он вот это как раз и пишет. Сугубо развлекательное чтение, приносящее любовь читателя и огромные тиражи. Содержит элементы всех других жанров.

Хрестоматия: Гарри Гаррисон, Роджер Желязны, Курт Воннегут, Роберт Янг, Сергей Лукьяненко — всех не упомнишь, только на западе их сотни, у нас тоже немало


Реконструкция

Литературная палеонтология. Попытка воссоздания, зачастую очень талантливого и научного, культурных, технических, социальных и исторических условий жизни наших предков. В отличие от просто исторической литературы большой простор остаётся воображению автора, благодаря которому повествование значительно оживляется.

Хрестоматия: Жозеф Рони-старший, множество апокрифов на легенду об Атлантиде, романы Ивана Ефремова о Древней Греции, многое у Генри Лайона Олди


Утопия, антиутопия

В некоторой степени — смесь нескольких жанров, выделяемая под воздействием её социальной значимости. Как правило, представляет собой попытку построения «идеального общества" настоящего, будущего, реже — прошлого. Утопия, доведённая до своего логического тупика, становится антиутопией. Смысл происходящего при этом видится в том, что автор указывает на глобальные недостатки нашего с вами идиотического мира.

Хрестоматия: Джордж Оруэлл «1984», Замятин Евгений Иванович, Олдос Хаксли, Иван Ефремов «Час быка»


Киберпанк

Социальная либо приключенческая фантастика, только происходит всё вокруг хакеров, компьютеров, виртуальности и всемирной паутины. Характерным общим местом является крайний эскапизм авторов и упор на абсолютную нереальность происходящего. В этом жанр необычайно близок следующему. Очень популярное чтение среди т.н. «скользящих».

Хрестоматия: Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений :0), а вообще см. тут


Мистерия

О, мой любимый и не такой уж распространённый жанр. Автор тут становится богом, не сдерживая боле своё воображение в каких бы то ни было рамках. Цели и средства при этом могут оставаться на выбор автора.

Хрестоматия: божественный Роберт Шекли, Виктор Пелевин


Чужие миры

В каком-то смысле это и реконструкция, и «социалка», и приключения. Общей идеей этого жанра является помещение обычных людей в принципиально необычные, «иные» условия, с другими опасностями и правилами игры. Место действия при этом необязательно — чужая планета.

Хрестоматия: Герберт Уэллс, Эдгар Аллан По, братья Стругацкие, Евгений Гуляковский


Боевая фантастика

Солдат Чонкин на просторах Галактики, или агент национальной безопасности, попавший под пресс «стоячей волны здравого смысла». Жанр известен также множеством шикарных пародий и могучими голливудскими экранизациями.

Хрестоматия: Роберт Хайнлайн, Василий Головачёв, Альфред ван Вогт, Фред Саберхаген, «Боевые роботы»


Фэнтэзи

Современный вариант древнескандинавских или древнеанглийских легенд в авторском изложении. Основой является использование в сюжетах т.н. «магии», а также специально и, часто, чрезвычайно детализированно сконструированного нового мира, населённого множеством нечеловеческих разумных рас, позаимствованных из мифологии или придуманных автором, увязанных сложной историей взаимоотношений, легенд и исторических личностей. Основой сюжета, как правило, являются Герои, обладающие множеством различных талантов, которые они могут проявить в своих широкомасштабных приключениях. Отдельно выделяется также детский, юмористический и т.н. этнический вариант жанра — странные смеси всего, чего можно.

Хрестоматия: Великий Мэтр Джон Рональд Роуэлл Толкиен, Роберт Джордан, Роберт Асприн, Ник Перумов, Святослав Логинов, Арсений Миронов


Космическая опера

Жанр, близкий по некоторым признакам к предыдущему, также характерен эпичностью и неоднократными продолжениями книг. Действие происходит на тщательно прорисованных просторах Галактики. Характерен ещё больший масштаб событий как в пространстве, так и во времени. Мэтры жанра как правило становятся наиболее заметными в фантастике вообще.

Хрестоматия: Фрэнк Херберт, Дэн Симмонс, из наших отметил бы «мир полдня» Стругацких и романы Евгения Филенко


Фантастический или фэнтэзи детектив

Отличается от аналогичной «обыкновенной» литературы исполнением, характерным для того или иного жанра фантастики, в остальном — типичен своими классическими формами.

Хрестоматия: Глен Кук, Клиффорд Дональд Саймак


Юмористическая фантастика

Как правило, юмористическая фантастика в чистом виде не существует, являясь по сути либо пародией на конкретный жанр, или попросту принадлежит этому жанру по формальным признакам, но делает упор на юмористическое исполнение.

Хрестоматия: Роберт Асприн, Глен Кук, Арсений Миронов


Детская фантастика

Встречается крайне редко, поэтому обычно путается с социальной фантастикой, в сюжете которой нередко участие детей. Различия каждый пусть поймёт для себя сам.

Хрестоматия: Владислав Крапивин, Кир Булычёв


Мистика, ужастики

Вообще, этот жанр можно только условно отнести к фантастике, так сказать по ряду отличительных признаков. Видимо, причиной излишней фантастичности подобной литературы является серость и безыдейность реального мира.

Хрестоматия: Стивен Кинг


На этом закончу, однако кое-что я не мог не упустить!

27.11 Чужое : Зырянов Алексей «Как бы рассказали "Красную шапочку"...»
27.11 Киломэтры : Тиф «Не горит огонь»
23.11 Виршины : Неуловимый Ю. «День № шпонгл»
23.11 Зоопарк : Гебель «Моя жизнь. Часть VI»
23.11 Киломэтры : Бр. Барановы «Режим, продолжение»
23.11 Зоопарк : Васёкъ «Петля Нестерова или Культура пития, часть I»
23.11 Зоопарк : Муль и Олан «Сказка про медузу, часть 2»


Обсудить на Скамейке

Ваш никъ:

Почтовый ящикъ:

Тема:

ссылки для всех | литература в сети | проект "Вечность" | wallpaper | пообщаться с Тишиной

Designed by CAG'2001
наверх
©opyright by Сон Разума 1999-2002. Designed by Computer Art Gropes'2001. All rights reserved.
обновлено
27/11/2002

написать Мулю
Это зеркало больше не поддерживается, обращайтесь по адресу http://www.sonrazuma.ru/, всё вкусное — там!
PhysTech Banner

Среда Обитания Лесного Эльфа Чёрный Кот п о э т  п о р т а л

MIPT Text Banner Exchange:


наша кнопка
наша кнопка




Rambler's Top100
be number one
За авторские материалы сервера администрация сервера ответственности не несёт, любые преднамеренные или непреднамеренные аналогии с реально существующими людьми по поводу написанного здесь должно признать коллективным бредом автора и читателя, за что считать их обоих организованной группировкой с насильственным отбыванием принудительного лечения в психиатрическом заведении по месту жительства.
Все материалы являются собственностью их авторов, любая перепечатка или иное использование разрешается только после письменного уведомления. Любое коммерческое использование - только с разрешения автора.

Hosted by uCoz