Сон Разума : Склад : 04.03.2002
Страсти по Толкиену
Все вокруг посходили с ума. Только и разговоров, что о "Властелине колец". Только и вопросов, что о том, смотрел или не смотрел. Выносить весь этот бедлам человеку нормальному достаточно непросто, но ведь и в самом деле любопытно! Не о ценах на водку спорят, не деньги чужие делят. Какое-никакое, а искусство.
Вообще, человеку интересующемуся главный во всём этом момент известен хорошо - разговоры, споры и всё остальное возникли вокруг произведений английского профессора-лингвиста Дж. Р. Р. Толкиена не сегодня и даже не в этом тысячелетии, последние же события лишь показали, какой в действительности глубокий пласт общемировой культуры эти произведения задевают. Наша страна не исключение, начать хотя бы с общеизвестного факта, что бывший актёр кино Рональд Рейган назвав Советский Союз "Империей зла", всего лишь воспользовался цитатой из того самого, толкиеновского "Властелина колец". И так уж сложилась ирония судьбы, что именно в этот момент у нас готовилась к публикации вторая и третья часть знаменитой тогда уже на весь мир трилогии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что официального издания книг пришлось ждать целое десятилетие. Забавный штрих, ухмылка старухи-баловницы - СССР исчез, а Толкиен остался. В самодельных переводах и ксерокопиях он расходился не хуже Солженицына, целое поколение диссидентствующией у себя под подушкой интеллигенции тихо двигалось умом на полях сражений за Средиземье.
Ничего подобного не было ни до того, ни после. Мир, с любовью придуманный и мастерски нарисованный Профессором притягивал гораздо больше всякого стояния в очередях сначала за "жигулями", затем за колбасой, а после и вовсе - отоварить талоны на спички и мыло. Уже тогда в лесопарковой полосе того или иного уголка нашей родины начали мелькать, а потом и примелькались странноватого вида юноши в длинных и не очень чистых одеждах. Они были волосаты и при деревянных мечах, они называли себя эльфами и гномами, они откликались на многосложные непроизносимые имена, они...
Много чего "они". Вполне здравомыслящие "туристы" и полупрозрачные "толкиноиды", их реальностью в разной степени запущенности стал придуманный за полвека до того мир волшебной сказки. Так эльфийский перестал быть мёртвым языком, на нём разговаривали, смачно ругались и признавались в любви живые люди, а какие с его помощью творились боевые проклятия! Вполне себе сказочная фантазия Толкиена на поверку оказалась вовсе не сказочной. Лук, меч, доспехи, верный щит и крепкое копьё - вещи достаточно ощутимые, особенно когда по рёбрам.
Так одни поколения безбашенных сменялись другими, мир Средиземья продолжал жить своей жизнью, уже не настолько близкой к знаменитому вояжу Фродо к Роковой горе. Книги Профессора оделись в глянцевые обложки и разошлись огромными тиражами, появилось множество читателей, не заставших то время, когда "Властелин" был запрещённым чтением - так, ещё одна книга, пусть интересная, пусть даже выдающаяся, но не вполне чтобы из ряда вон. Сформировалась вторая группа населения, имеющая отношение к обсуждаемой тематике, она оказалась местами даже более начитанной, подробности и перипетии сюжета хороши на свежую голову, по прочтении. Именно эта категория граждан более других ценит известные продолжения Ника Перумова со товарищи. Именно её интерес к жанру фэнтези как таковому породил его внушительный расцвет в 90х годах прошлого века, продолжающийся до сих пор. Настоящий же "толкинутый" известен крайне осторожным отношением ко всякого рода апокрифам и вообще произведениям "конкурентов". Культ, он и есть культ, даже если это культ писателя.
И вот, к моменту выхода джексоновской экранизации описанные две группы непримиримых "знатоков" схлестнулись в открытом бою. Адепты фехтовальных изысков на лоне природы жаждали увидеть своё: рубку на мечах, тучу взвивающихся в небеса стрел, храбрость людей, красоту эльфов, силу гномов, свирепость орков. Увидеть страх на лице карабкающегося по склону Ородруина хоббита и мудрость всесильного мага Гэндальфа Серого. Более вменяемые давешние читатели, конечно, жаждут увидеть "как на самом деле выглядит" Лориенский лес и Врата Бараддура. Ну, а обычный кинозритель, понятное дело, жаждал просто зрелищности и "вообще посмотреть" о чём это столько шуму.
Собственно, при таком расхождении общественных ожиданий фильм просто не мог избежать ни ажиотажа, ни споров. Полностью толкинутые граждане желали видеть дотошность в деталях, полностью воспроизведённые длиннющие диалоги, беззаветного следования духу и букве "научного толкинизма". Люди более умеренного направления вовсе на этом не настаивали, однако считали необходимым сохранение неповторимой атмосферы живого мира Средиземья. Обычные же пожиратели попкорна, которые и должны были, по логике вещей, оплатить минуты наслаждения первых и вторых из собственного кармана, хотели просто живого, динамичного действа в той мере, которую на настоящий момент может обеспечить сверкающая и безжалостная машина Голливуда. Для трёхчасового фильма, согласитесь, задача недостижимая.
Решить такую задачу под силу было бы, разве что, поднимись он из могилы, гению Сергея Эйзенштейна. К сожалению, таковое чудо невозможно даже на фабрике грёз. Поэтому режиссёру со сценаристами пришлось идти на компромиссы. А компромисс без драки - этого даже в Древней Греции с ихней хвалёной демократией не удавалось. Вот и ругаются толкиноиды с нетолкиноидами, писатели с читателями (первые, кстати, вполне даже фильмом довольны, замечено), мусолятся упущенные и просто провальные сцены, возносятся стенания по поводу "ну откуда без умертвий хоббиты заполучат имеющиеся по сюжету волшебные мечи!" Несть числа камням преткновения.
Всё это, однако, говорит только об одном - фильм как таковой, в общем, может нравиться или не нравиться, но он, что известно, вполне коммерчески успешен и, при этом, может доставить немало приятных минут и миролюбивому полуэльфу, и "не шарящему" любителю попкорна, и просто почитателю творчества Профессора. Единственное исключение я сделаю, пожалуй, для совсем уж непробиваемых любителей "тряпочных" видео-копий - человек, не смотревший фильма на большом экране, не способен уловить в себе никакого отклика, кроме скуки. И поделом.
Остальным же в который раз пожелаю приятного просмотра (может, и повторного), а также советую ещё и ещё: читайте оригинал - возможно, это как раз тот случай, когда книга может быть в сто раз красочнее, добрее и богаче любой, самой изощрённой фантазии сценаристов и художников.
Спорщики же... спорщики разойдутся снова по своим углам, "ролевики" с весной потянутся в леса - доказывать своё право на нереальную реальность, остальные потихоньку Толкиена отложат в сторону. Однако почему-то мне кажется, что возникшие в обществе споры не о политике, а о художественных достоинствах и недостатках какого-никакого, а произведения искусства, сами по себе есть хорошо. А если к тому лишних тысячу человек "заболеют" любовью к деревянным мечам, да плюс тысяча-другая купит в книжном магазине заветный трёхтомник, это же и будет настоящим доказательством тривиальной мысли: никогда нелишне напомнить человеку о чём-то хорошем. Не Пушкин, так хоть Толкиен, он ведь тоже - наше всё.
Текст написан для журнала "Планета Интернет". 27.11 Киломэтры : Тиф «Не горит огонь» 23.11 Виршины : Неуловимый Ю. «День № шпонгл» 23.11 Зоопарк : Гебель «Моя жизнь. Часть VI» 23.11 Киломэтры : Бр. Барановы «Режим, продолжение» 23.11 Зоопарк : Васёкъ «Петля Нестерова или Культура пития, часть I» 23.11 Зоопарк : Муль и Олан «Сказка про медузу, часть 2» Обсудить на Скамейке ссылки для всех | литература в сети | проект "Вечность" | wallpaper | пообщаться с Тишиной |
|||||||
©opyright by Сон Разума 1999-2002. Designed by Computer Art Gropes'2001. All rights reserved.
|
обновлено 27/11/2002 написать Мулю |
Это зеркало больше не поддерживается, обращайтесь по адресу http://www.sonrazuma.ru/, всё вкусное там!
PhysTech Banner MIPT Text Banner Exchange: |
наша кнопка |
'; document.write(tx3); // --> |